Дизайнерская контора:
Сайты и приложения.
Проектирование. Разработка. Аудит.
Вам не нужен сайт. Почему?
В сети часто попадаются статьи на тему «100 причин сделать сайт», но почему-то интернет обделён списком причин не заказывать сайт.
Я бы наверняка смог использовать в работе с клиентами что-то из этого списка. Дело в том, что некоторых, при первом общении, мне приходится в буквальном смысле отговаривать их от создания сайта.
Я вынужден это делать, если потенциальный заказчик просит сделать «простенький сайт», а причиной его создания является желание «заявить о себе в интернете».
По мнению этих людей, «простеньким» может быть что угодно: сайты-визитки, корпоративные сайты, промо-сайты, интернет-магазины, порталы и веб-сервисы.
«Простенькие» сайты не работают и не помогают своим владельцам зарабатывать
Да, можно сделать интернет-магазин на базе «простенькой» бесплатной CMS. Но будет ли он удобным? Захотят ли посетители на нём что-нибудь купить?
Я не хочу делать такие сайты. Потому что знаю — сайты над которыми не успел (из-за недостаточного бюджета) поработать специалист, работать не будут. Они не помогут своим владельцам зарабатывать. А для владельцев это не совсем то «заявление о себе», которое хотелось бы видеть. «Простенький сайт» могут просто не заметить на фоне современных сайтов, ссылки на которые люди пересылают друг другу в соцсетях.
Дело в том, что заказывая сайт за деньги, нужно понимать, что делаться он будет не для портфолио разработчика и не для того чтобы потешить самолюбие заказчика, а для посетителей. Поэтому нужно заранее продумать, чем сайт будет привлекать людей и как он будет приносить прибыль (хотя альтруизм тоже никто не отменял).
Например, сайт-портфолио фотохудожника показывает уровень работ и «продаёт» мастера. Интернет-магазин мультиварок продаёт их онлайн. Красивый промо-сайт новых кроссовок заставляет искать и покупать их в фирменных магазинах. Новостной портал зарабатывает на рекламе и платных услугах. Полуплатный веб-сервис приносит деньги от пользователей платных тарифов. Корпоративный веб-сервис для торговых представителей продовольственной компании автоматизирует исполнение заявок на пополнение товарных запасов у дилеров и тоже помогает заработать деньги.
Чем сайт будет привлекать людей и как он будет приносить прибыль?
Сайт должен приносить деньги, иначе он просто будет их расходовать. А ведь предстоят не только единовременные затраты на проектирование и создание сайта. Ежегодно нужно оплачивать аренду хостинга и доменное имя (адрес сайта). Помимо этого первые несколько месяцев (а может и постоянно) нужно вкладывать деньги в рекламу: контекстная реклама в Гугле и Яндексе, возможно рекламные статьи на городских новостных порталах или в каких-нибудь тематических СМИ.
Бывает, что ресурсов на рекламу у заказчика пока нет. Так же есть заказчики, у которых вообще нет желания оплачивать «какие-то там клики-переходы и размещения». В таком случае, сайт, с большой вероятностью, будет «в холостую» находиться в интернете.
Ведь на новые сайты попадают не только через поисковики. На хороший сайт могут заходить по рекомендации. Например, первая волна посетителей попадает на сайт благодаря платной рекламе, а если сайт людям нравится и приносит им пользу, то постепенно советы зайти на сайт будут на форумах, в соцсетях, в блогах и даже в телефонных разговорах. Посетители сами станут рекламой. Но этот процесс ещё нужно запустить. Лучший катализатор — платная реклама.
Если сайт людям нравится и приносит пользу, она сами станут его рекламировать
Если ситуация с деньгами в основном понятна заказчикам, то не все из них представляют свои затраты времени при создании сайта. Сделать сайт — это не просто «подписал договор, перечислил деньги, принял сайт, подписал акт». При проектировании и разработке происходят встречи, беседы по телефону и переписка по почте. И чем сложнее сайт, тем больше заказчик вовлечён в работу над ним. Дело в том, что разработчик сайта не сможет вникнуть в дела происходящие внутри компании без помощи владельца бизнеса.
Без «погружения» разработчиков сайта в бизнес-процессы может случиться такая ситуация: владелец бизнеса себе представлял одно, человек ответственный за сайт со стороны заказчика объяснил второе, разработчики сделали работу, а после сдачи работ менеджеры (для которых и делался сайт) сидят в шоке, потому что хотели третье.
Без подробного рассказа заказчика о своём бизнесе сложно проработать функции сайта и самую важную его часть — содержимое (контент, наполнение). За хорошим контентом люди идут даже на плохо оформленные сайты. Они готовы терпеть назойливую рекламу, если наполнение сайта стоит того. Ну а если нет контента и нет человека, который его пополняет… В таком случае, после того как разработка сайта будет завершена, можно считать что сайта и нет совсем. Ведь сайт, с точки зрения посетителя — содержимое (функции, сервис). Нет сайта — нет переходов и так далее.
Чем сложнее сайт, тем больше заказчик вовлечён в работу над ним
Но это конечно, не все вопросы, с которыми можно столкнуться. Например, после создания интернет-магазина может оказаться что заказы некому (некогда) обрабатывать, а долгое время реакции очень плохо скажется на имидже магазина. Нужно нанимать ещё одного человека и организовывать ему рабочее место? Или из-за возросших объёмов продаж магазина начнётся нехватка места на складе. Арендовать дополнительные площади на складе? Или как полная противоположность — товар даже с рекламой не продаётся. А его пробовали продавать в реальном мире? Не в интернете, а в оффлайне? Это может оказаться неожиданностью уже после успешного завершения разработки сайта.
Когда есть желание создать сайт, то должно быть и понимание того, что нужно будет вложить некие ресурсы, в том числе деньги и время (как в поговорке про ловлю рыбы). В хороший сайт, как в хорошую рекламу можно инвестировать. Потому что на хороший сайт будут ходить люди (клиенты).
А от плохих сайтов я и в дальнейшем буду отговаривать.