Дизайнерская контора:
Сайты и приложения.
Проектирование. Разработка. Аудит.
Цена создания сайта. Сколько?
После того как сформулированы мысли и пожелания по сайту, заказчики хотят знать сколько будет стоить сайт и насколько долго продлится его разработка (хотя бы диапазон «от и до»). Компании, которые выделили определённый бюджет, интересуются только качеством работ, наличием определённых функций на сайте и сроком нужным для их реализации. Аналогичные вопросы волнуют и разработчиков. Нужно спланировать занятость сотрудников. Да и итоговая цена зависит от времени этой занятости сотрудников.
Заказчики не хотят переплачивать, а разработчики не хотят работать себе в убыток
Почему важны точные цифры? Всё очень просто: заказчики не хотят переплачивать, а разработчики не хотят работать себе в убыток. Как получить точную стоимость и узнать срок выполнения работ? Вспомним как это делают строители. Они делают подробнейший проект, по которому потом составляют смету на материалы и работы. Расход материалов и срок выполнения работ определяют по нормативам. В сайтостроительстве роль проекта выполняет проработанное техническое задание.
Большинство несложных сайтов может обойтись без серьёзного проектирования. Достаточно прописать в техническом задании определённые требования и пожелания. Другое дело, когда разработчику предстоит решить серьёзную задачу, например, запустить веб-сервис.
Для сложных сайтов обязателен этап предварительного проектирования
На создание проекта обычно подписывается отдельный договор и оплачивается он отдельно. Стоимость этапа проектирования, в некоторых случаях, может составлять около 10% от стоимости всего проекта. Почему?
Это отдельный продукт. С готовым проектом (техническим заданием), в котором продуманы все мелочи и решены все головоломки можно пойти к любому (сайто-) строителю. Обсчитав проект, исполнитель назовёт цену разработки. Какой будет эта цена и из чего она складывается?
Цена складывается из суммы затрат и прибыльной составляющей
Разработка сайта — это такой же продукт, как и в других сферах производства и услуг. Значит цена складывается из суммы затрат и прибыльной составляющей. Без прибыли никак. Какой смысл работать «в минус» или «в ноль»?
Чтобы понять какими могут быть статьи затрат у студии дизайна, рассмотрим процесс разработки обычного корпоративного сайта. Это страницы с информацией о компании, адресами, телефонами, описанием продукции, списком услуг, фотографиями сотрудников и всё остальное. На разработку такого сайта может хватить одного месяца.
Самая главная составляющая (и самая затратная) в сфере услуг и производства — специалисты. Предположим, что в течение месяца над сайтом будут трудиться четыре человека:
- менеджер — будет общаться с клиентом и руководить процессом разработки
- дизайнер — займётся рисованием оформления сайта
- технолог-верстальщик — превратит картинки в живые страницы и подключит их к системе управления сайтом
- программист — напишет или доработает под текущую задачу эту самую систему управления сайтом
Каждый из этих специалистов хочет ежемесячно получать некую зарплату. Взносы в социальные фонды и НДФЛ увеличивают сумму по каждому сотруднику в полтора раза. Ещё, например, есть директор и бухгалтер.
Сотрудники студии работают в снимаемом офисе, а это арендная плата. Ещё бухгалтер начислит амортизацию компьютеров с мебелью и рассчитает налог на доходы студии. И вот в этот момент мы получим себестоимость (затратную часть) создания сайта.
Кстати, в более серьёзных проектах число участников может увеличиться. К дизайнеру (или к дизайнерам) добавляется иллюстратор и специалист по интерфейсам. Ими будет руководить арт-директор. Программистов на проекте может понадобиться тоже несколько. Ещё пригодятся тестировщики. А наполнением сайта займутся контент-менеджер и фотограф.
В общем, по сложности проекта выбирается команда, определяются сроки работ, а соответственно и цена реализации. Но кто же выбирает эту сложность проекта, от которой так всё зависит?
Сложность проекта и его цену выбирает сам заказчик
Ответ прост: сложность проекта и его цену выбирает сам заказчик. Перед тем как обзванивать исполнителей, заказчик (как и у любой покупатель) уже знает свой бюджет на создание сайта. Иногда звонящие юлят, утверждая «откуда я знаю какие у вас там цены?», но это всего лишь попытка вычислить среднюю температуру по больнице цену на сайт у выбранных для обзвона студий.
Никакой средней цены на сайты не существует. Как не существует средней цены на недвижимость между старым бабушкиным домиком в деревне и трёхэтажным особняком на берегу океана.
Интернет-магазин можно запустить на бесплатной CMS и его постоянно будут взламывать школьники, а можно заказать разработку продающего сайта под конкретные товары и под определённые бизнес-процессы. Можно своими силами заниматься наполнением сайта и фотографировать товары на смартфон, а можно нанять специально обученных людей, которые знают как правильно выставить цвет и потом обработать фотографии.
Это будут два совершенно разных сайта, хотя оба они будут относиться к категории «сайты интернет-магазины». Какой смысл высчитывать среднюю цену между ними? Средняя цена помогает, например, при выборе подержанной машины в определённой комплектации, определённого цвета, определённого года выпуска и прочего. С сайтами это не так.
При выборе подрядчика для создания сайта нужно смотреть на его портфолио
При выборе подрядчика для создания сайта нужно смотреть на его портфолио (презентацию) и рекомендации. Нравятся картинки? Представьте что ваш сайт будет в таком же стиле. Увидели в портфолио работу для фирмы-конкурента? Значит есть опыт разработки сайтов для вашей сферы бизнеса. Разработчиков рекомендуют довольные их работой люди? Значит проблем и при выполнении вашего заказа не должно быть.
Определяйтесь с бюджетом и звоните, пишите, встречайтесь с разработчиками. Вариантов их ответа всего два: либо возьмутся сделать сайт за вашу сумму, либо откажутся.
Если цена окажется большой, можно договориться об оплате работ поэтапно. Заказчик не «просаживает» свой расчетный счёт крупными платежами, а платит постепенно. Например так:
- этап проектирования — получаете продукт «техническое задание» и оплачиваете 10% от общей стоимости сайта;
- этап дизайна — продукт «макеты оформления сайта» и оплачиваете 30% от цены сайта;
- этап вёрстки — «свёрстанные страницы сайта» и ещё 20% от цены;
- этап программирования и сборки сайта — «готовый к работе сайт» и оплата 25%;
- этап наполнения сайта — «завершенный сайт» и оставшаяся сумма в 15% от цены сайта.
Такая схема намного удобнее чем «традиционные» 50% предоплаты, а по окончанию работ — остальные 50%. Ведь несколько небольших платежей «размазанных» по времени обойдутся дешевле чем два платежа по 50%.
Дополнительные плюсы в том, что в конце каждого этапа видны результаты. Можно легко контролировать качество работ. Это уменьшает риск впустую тратить время. Если что-то идёт не так, можно своевременно принять меры вплоть до смены подрядчика с минимальными потерями. Так же легко сравнивать ход работ с намеченным графиком.
Главное что нужно запомнить — всё в руках заказчика. На каждый бюджет найдётся свой исполнитель.